Чувашская вышивка: от великих болгар до компьютерной графики

Чувашская вышивка: от великих болгар до компьютерной графики
Чувашская вышивка: от великих болгар до компьютерной графики
Чувашская вышивка: от великих болгар до компьютерной графики
Чувашская вышивка: от великих болгар до компьютерной графики
Чувашская вышивка: от великих болгар до компьютерной графики
Чувашская вышивка: от великих болгар до компьютерной графики
Фото: moygorod-online.ru

Чувашию называют краем ста тысяч вышивок, а саму вышивку национальным достоянием. Рассказываем, почему на самом деле это так и есть

Как чувашская вышивка связала тюрков и славян

В архивах и экспозициях Музея чувашской вышивки самые древние экспонаты датируются лишь началом 18 века, хотя есть свидетельства, что у чувашей вышивка существовала  гораздо раньше. Главная причина – то, что ткань просто не выдерживает давления времени.

По словам научного сотрудника музея Наталии Захаровой-Кульевой , историей национальной вышивки занимались многие ученые. Например, чувашский историк Петр Денисов провел параллели между культурой чувашей и болгар и обнаружил схожесть в вышивке двух народов. Например, у болгарских женщин, как и у чувашских, было принято носить узоры в виде парных розеток или ромбов, которые вышивались на груди рубах. У чувашей такие узоры называются кеске. Есть сходство в женских головных уборах. Они похожи как формой, так и тем, что обшивались серебряными монетами.

Между тем есть в этой схожести и свои загадки – болгары считаются славянским народом, а чувашей относят к тюркским.  

Историки утверждают, что у обоих народов были  общие предки, которые до 7 века жили в степях между Черным и Каспийскими морями. Здесь существовало государство Великая Болгария, распавшееся под натиском хазар. После смерти правителя великих болгар, хана Кубрата , его пятеро сыновей, не имея сил сопротивляться новым завоевателям, вместо со своими ордами ушли в разные стороны света: на Дунай, Кавказ, в Македонию и Южную Италию. Один из сыновей, Котраг , дошел до средней Волги и Камы, основав Волжскую Булгарию, жители которой стали предками казанских татар и чувашей.

Вплоть до XIX века у чувашей сохранялась письменность на базе рунической графики, имевшей генетические связи с древнетюркским и болгарским руническими алфавитами. Именно элементы рунического алфавита используются в чувашской орнаментике и вышивке. По крайней мере так утверждает искусствовед Алексей Трофимов , попытавшийся объяснить значения этих символов.

Свой вклад в расшифровку символов стараются внести и современные краеведы. Например, ими была издана книга «Азбука чувашских орнаментов и эмблем» с толкованиями смыслов, заложенных в геометрических узорах и пиктограммах. Например, квадрат, по их мнению, означает «равенство» или «понимание». Но, пожалуй, это категории, которыми может оперировать современный человек. В то время как по чувашской мифологии квадрат – это земля, которую в старину чуваши представляли четырехугольной.

Серьезного научного подтверждения подобная интерпретация древних символов не получила. Сотрудники музея также не берутся утверждать, что каждый знак что-то действительно означает, но тем не менее подобное мнение может иметь право на существование.

– Прочесть, что написано в узорах, сейчас очень сложно – слишком много времени прошло с тех пор как наши предки пользовались руническими знаками. Хотя есть особые мотивы, которые могут что-то означать, – полагает Наталья Захарова-Кульева.

Например, на налобных повязках средненизовых чувашских женщин (они называются масмак) вышивался треугольный или трапециевидный узор, скорее всего отражающий древнее мифологическое понимание мира. Согласно чувашским преданиям, раньше небо соприкасалось с землей, и можно было достать рукой солнце и облака. Но потом случился потоп, и они разделились. Уже после потопа появились горы, деревья, а потом птицы и звери. Все эти элементы, если внимательно присмотреться, можно обнаружить в узорах.

Вышивка покажет, кто ты и откуда

Вышивка была у всех народов, но, по признанию многих специалистов, именно у чувашей она наиболее филигранная с множеством разнообразных мотивов.

Характерная черта чувашской вышивки – отсутствие узелков. Многие предметы вышивались двухсторонними швами.

– Самая древняя вышивка – счетная. Чтобы вышить нашу вышивку, нужно было считать каждую нитку холста. Сколько женщинам приходилось делать стежков, сказать невозможно. Но установлено, что в чувашской вышивке присутствует до 70 разновидностей стежков, – рассказывает Наталия Захарова-Кульева.

При этом раньше в домотканом холсте нитки прилегали друг к другу очень плотно, не так как в современных тканях, и нужно было иметь большое терпение и концентрацию, чтобы не ошибиться. «Если ошибешься на одну нитку холста, узор дальше пойдет неправильным», – говорит сотрудник музея.

Главным событием в жизни для чувашской девушки было замужество. Одежду для него готовили чуть ли не с рождения: платья, головные повязки, пояса и многое другое. Семьи были большие. Девушка знала, что после замужества времени на себя у нее уже не будет. Потом нужно обшивать мужа и детей. Поэтому к рукоделию девочек приобщали с 7–8 лет. К 12–14 годам они осваивали более сложные приемы и к совершеннолетию должны были подготовить достойное приданое. В старину считали: «Аккуратные стежки – рукодельница опрятная, трудолюбивая. Значит и женой будет хорошей».

Вышивка порой занимала месяцы. Занимались рукоделием женщины, как только выдавалась свободная минутка, например, во время перерывов на полевых работах – благо, что часто вышивались узоры на вставках, которые потом приторачивались к одежде. Мастерством вышивки владели все, но подлинных мастериц, пожалуй, было не так много.

Сотрудники музея говорят, что в древности без вышивки на одежде не ходили вообще. Узор, во-первых, считался оберегом. Во-вторых, костюм говорил откуда человек, какого он рода-племени.

Чувашский этнос состоит из 3-х групп: верховых (вирьял), средненизовых (анат енчи) и низовых (анатри) чувашей. Несмотря на общую национальную принадлежность, эти группы имеют отличия в традициях. Особенно очевидно они прослеживаются в вышивке. Например, костюмы верховых чувашей похожи на горно-марийские и наоборот. За столетия соседского проживания низовых чувашей с русскими и татарами изменился и их костюм, и узоры на нем. Лучше всего сохранили самые древние черты и в языке, и в костюме средненизовые чуваши, которые проживали на территории нынешних Мариинско- Посадского, Цивильского, Урмарского, Вурнарского и Козловского районов.

Вышивка помогала выживать

Перестали носить одежду с вышивкой на рубеже 19 и 20 веков. Менялся жизненный уклад. Потом была первая мировая война, революция, гражданская война. В 20-х года прошлого столетия в Поволжье случился голод. Наталия Захарова-Кульева рассказывает, что в то время в Чувашию приезжали иностранные миссии, менявшие продовольствие на предметы старины. За границу вывозилось много ценных с исторической точки зрения вещей. Чтобы это остановить чувашская интеллигенция основала «Общество по изучению местного края». Тогда же, чтобы обеспечить народ работой, была открыта артель.

В 1923 году был принят устав товарищества «Кустарь-художник». С этого времени начинается официальный отсчет истории фабрики художественных промыслов «Паха Тере» (в переводе с чувашского – «чудесная вышивка»).

Наталия Посынкина, руководитель. Фабрики художественных промыслов «Паха Тере»:

– Достаточно вспомнить, что это было за время. Разруха после гражданской войны, голод в Поволжье, однако, нашлись люди, решившие сохранить национальное богатство чувашей – вышивку. Причем в этом контексте богатство можно воспринимать буквально. Продавая вещи с вышивкой, у людей появлялась возможность покупать хлеб. Во время Великой отечественной войны одежда с вышивкой шла на экспорт в обмен за золото, в том числе в Европу и США, а на него уже закупали оружие.

Кстати говорят, что рукотворные шедевры чувашских вышивальщиц занесены в реестр нематериального культурного наследия народов России, а на саму вышивку имеется охранная грамота.

Сотрудники фабрики «Паха Тере» утверждают, что в последнее время интерес к национальной вышивке растет. Хотя на улице сложно встретить человека в одежде с чувашским орнаментом, ее стало модным использовать, например, на свадьбах.  Если на первый день невеста надевает традиционное белое свадебное платье, то на второй – часто выходит в платье с чувашской вышивкой. Кроме того, по обычаям принято встречать гостей в национальной одежде и дарить им вышитые полотенца.

Но время берет свое. Вручную уже давно никто не сидит над узорами. На той же фабрике одежду вышивают автоматы по компьютерным заготовкам, это и быстрее, и дешевле. При фабрике есть свой музей и его экспонаты играют большую роль в сохранении традиций.

Приходя на практику или устраиваясь на работу на фабрику художественных промыслов, молодежь сначала изучает вышивку на старинных изделиях. Какие-то узоры повторяются, некоторые разрабатываются на основе традиционных. За тем, чтобы художники не отходили от канонов, следит Анастасия Андреева , проработавшая вышивальщицей на фабрике более 30 лет. Сейчас ее называют живым хранителем традиции, и ни один чувашский узор не появляется на одежде без ее одобрения.

Между тем, несмотря на свою уникальность национальную вышивку не называют в числе чувашских брендов, таких как пиво, кондитерские изделия или трикотаж. Даже официальным делегациям, которые приезжают в Чувашию, чаще всего дарят не изделия с вышивкой, которая по праву считается национальным достоянием, а банальные коробки с конфетами. А ведь в народе считается, что чувашская вышивка – не просто красивый орнамент на одежде, она еще несет в себе и сакральный смысл.

 
По теме
В последнее время в Управление Росреестра по Чувашии поступает много обращений, в которых граждане интересуются, почему на портале Госуслуг в Личном кабинете не отображается недвижимость, владельцем которой они являются.
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике- Чувашии в г. Шумерля рекомендует потребителям до подписания договора на оказание различных видов услуг (бытовых, медицинских, туристских, образовательных,
Жители республики приносили цветы к стихийному мемориалу в столице Чувашии. Скорбя вместе со всей страной, люди не могли сдержать слез. Одними из первых цветы возложили Олег Николаев и его супруга Наталья Николаева. Фото “Советской Чувашии - Газета Грани Организаторы теракта в “Крокус Сити Холле” планировали посеять панику и разлад среди российских граждан, но встретили единение, заявил 25 марта Президент России Владимир ПУТИН на совещании по мерам,
Газета Грани
«Санитарная авиация» помогает спасать жителей Чувашии - Министерство здравоохранения В Чувашской Республике в рамках инициированного Президентом России Владимиром Путиным Национального проекта «Здравоохранение» продолжается реализация регионального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-сани
Министерство здравоохранения
В Чувашии стартует XXVIII Международного балетного фестиваль. - Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела  С   5 по 14 апреля 2024 г. в Чувашском государственном театре оперы и балета «Волга Опера» Минкультуры Чувашии пройдёт XXVIII Международный балетный фестиваль .
Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела