Истина дороже...

1 ноября. 1912 год. Петербург. Ничем не примечательный хмурый осенний день. У Академии художеств, стремясь не потерять свою величественность, мокнут под неприветливым дождем два сфинкса из жаркого Египта. Однако в этот ничем не примечательный пасмурный осенний день «Определением Императорской Академии Художеств <…> бывший ученик Высшего художественного училища при Академии Кокель Алексей за отличные познания в живописи и научных предметах, доказанныя им во время пребывания в отделении живописи и скульптуры Училища, удостоен звания Художника с присвоенным онному званию на основании параграфа 52 Высочайше утвержденнаго 15 октября 1893 года временнаго устава Императорской Академии Художеств, правом на чин Х класса…».

Этот официальный документ, скрепленный гербовой печатью с двуглавым орлом, свидетельствует, что А.А. Кокель стал первым и единственным чувашом, удостоенным звания художник. Более того, за свою картину «Чайная» в числе семи из двухсот выпускников он признан Лауреатом Российской Императорской Академии Художеств 1912 года и для постижения секретов мастеров Возрождения поощрен годичной поездкой в Германию, во Францию и Италию.

1 июня. 1913 год. Мюнхен. Хрустальный дворец, выстроенный специально для проведения самых престижных художественных выставок мира. Здесь под покровительством Его Королевского Высочества Принца Регента Баварии открылась, устроенная двумя обществами художников «Munchener Kunstlergenossenchaft» и «Munchener Secession», XI-я международная художественная выставка, которая, по словам И.Е. Репина, собрала прекрасные вещи со всего света. Были здесь прекрасные вещи и из России, созданные художниками И.И. Бродским, А.М. Васнецовым, К.И. Горбатовым, Н.Н. Дубовским, А.В. Маковским, А.О. Никулиным, Ю.И. Репиным. В год 300-летия царствующего дома Романовых они должны были раскрыть достижения русского искусства и его роли в европейском и мировом искусстве.

В этой знаменитой коллекции имелась и картина «Чайная», только что блестяще окончившего Петербургскую Академию художеств А.А. Кокеля. С самого начала картина молодого русского художника оказалась в центре внимания тонких ценителей искусства.

Большой успех неизвестного русского художника с нерусской фамилией «Кокель» внес интригу среди изысканной публики. Почтенные зрители, боясь быть незнающими, тайком заглядывали в каталог, но там значилось только – «KOKEL, Alexei, St. Petersburg. Im Teehause.». Задаваемые друг другу полушепотом вопросы: «Wer ist dieser groЯartige Kьnstler?» («Кто этот великолепный художник?») также не находили ответа. Разгадку таинственного «KOKEL, Alexei» начали искать в аристократических корнях немецких баронов von Kokel auf Grosskokelburg in Sibenburg – Большом Кокельском комитате в Седьмиградии, а ярким мастером оказался… выходец из крестьян, к тому же чуваш.

Казалось бы, что первый из чувашей, к тому же такой большой Художник, должен был стать родоначальником чувашского профессионального изобразительного искусства, но он стал изгоем в культуре Чувашии.

Так, например, до сих пор у части художественного сообщества Чувашии утвердилось мнение, что А.А. Кокель является только украинским, а не чувашским художником, поэтому он никак не может быть основоположником чувашского профессионального изобразительного искусства. Так в поисковой системе сайта Чувашского государственного художественного музея А.А. Кокель указан только как украинский художник.

Эта мысль была высказана в 1928 году популярным чувашским композитором Ф.П. Павловым. В статье «На выставке картин» он писал: «Художник Кокель тоже известен. Его, вероятно, знает вся Россия. Однако он забыл свою родину и предпочитает приобретать известность в других местах. На его картинах не нашли места чувашские образы. Как же мы можем судить о его полезности как чувашского художника? Никак».

Вторит ему и укрепляет это мнение художник М.С. Спиридонов в своей статье «Чувашское художество за десять лет», опубликованной в журнале «Сунтал» («Наковальня») в июне 1930 года. Он пишет: «Еще 5–6 лет до революции академию художеств окончил чуваш по имени Кокель. Однако среди чувашей он не работает и картин, написанных на тему жизни чувашей, не видно» (перевод с чув. – В.В.).

Относительно первой части цитаты Ф.П. Павлова заметим: следуя механистическому рассуждению, мы можем скатиться и к отрицанию того, что автор бессмертной поэмы «Нарспи» К.В. Иванов, не только не родившийся в Чувашии, но и ни дня не бывший здесь, явился основоположником чувашской поэзии.

Отмеченная нами выше вторая точка зрения Ф.П. Павлова и М.С. Спиридонова свидетельствует, по нашему мнению, об их незнании творчества А.А. Кокеля, создавшего к этому времени ряд произведений на национальные мотивы, включая и «Чувашскую сюиту», на которой А.А. Кокель работал до конца своей жизни.

Эта точка зрения стала доминирующей не только в изобразительном искусстве и искусствознании, но и во всей истории и культуре Чувашии. Во втором томе «Чувашской энциклопедии» на странице 117 написано: «Основоположниками чувашского профессионального изобразительного искусства являются М.С. Спиридонов, Н.К. Сверчков и Ю.А. Зайцев». Это в энциклопедическом издании! Когда она будет переиздана? Лет эдак через 50? Значит нынешнее и, что самое главное, будущее поколение будет получать эту искаженную информацию о зарождении чувашского профессионального изобразительного искусства только в 20–30-е годы прошлого столетия?! Знаю, что имя Творца нельзя употреблять всуе, но, все же, скажу, что, слава Богу, что не все так плохо.

1 ноября. 2012 год. Чебоксары. Снова пасмурный осенний день. Однако, входя в Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова и поднимаясь на второй этаж корпуса «Г» в Художественный музей А.А. Кокеля, понимаешь, что этот ничем непримечательный пасмурный осенний день освещен светом правды. Прекрасно, что колесница справедливости истории в Год российской истории докатилась и до фальсифицированного события и истина восторжествовала. И мы говорим в полный голос: чувашскому профессиональному изобразительному искусству – 100 лет! И гордимся, что его родоначальником был и является выдающийся художник и педагог А.А. Кокель.

Владимир ВАСИЛЬЕВ,

профессор, координатор Кокелевских

российско-украинских культурных проектов.

Ещё новости о событии:

Имя великого мастера Алексея Афанасьевича Кокеля в последние годы на слуху у жителей Чувашии благодаря неустанной деятельности профессора ЧГУ им.
07:54 22.11.2012 Газета Грани - Чебоксары
1 ноября. 1912 год. Петербург. Ничем не примечательный хмурый осенний день.
10:48 19.11.2012 Газета Республика - Чебоксары
1 ноября 1912 года ученик Высшего художественного училища при Императорской академии художеств Алексей Кокель был удостоен звания художника.
13:07 14.11.2012 Советская Чувашия - Чебоксары
 
По теме
«Желтый» уровень опасности - Красночетайский район В соответствии с информацией Чувашского ЦГМС: «Ночью 28 марта 2024 года в Чебоксарах и по Чувашской Республике ожидается «ЖЕЛТЫЙ» УРОВЕНЬ ОПАСНОСТИ (северный ветер порывами 15‒18 м/с)».
Красночетайский район
27 марта в рамках кураторских выездов Цивильскую больницу посетила главный внештатный специалист психиатр, внештатный специалист эксперт-психотерапевт, главный врач Республиканского наркологического диспансера Елена Калинина.
Наркологический диспансер
Университет Яковлева инициировал открытие выставки «Сказания Шри-Ланки» - ЧГПУ им. И.Я. Яковлева Сегодня, 27 марта, в Музее чувашской вышивки состоялась церемония торжественного открытия выставки «Сказания Шри-Ланки (Tales of Sri Lanka)» , организованной Чувашским государственным педагогическим университетом им.
ЧГПУ им. И.Я. Яковлева
Спектакль “Анисса” по пьесе чувашского поэта и драматурга Александра Калгана. Фото ДК “Химик” - Газета Грани Вот уже 50 лет народный чувашский театр “Ахрӑм” сохраняет национальные традиции и живительный дух самобытной чувашской культуры.
Газета Грани