Мастер вдохновения

Лариса Калашникова на городском семинаре-практикуме для учителей общеобразовательных школ, преподающих изобразительное искусство. Мастер-классы от профессиональных художников можно назвать краткосрочными курсами повышения квалификации для педагогов.
Авторская роспись по дереву  в традициях национальной чувашской вышивки.
Полевые цветы — любимые “герои” натюрмортов художницы.
Фото: www.grani21.ru

Может ли курс по живописи заменить тренинг по личностному росту? Еще как! Если вашим наставником будет преподаватель детской художественной школы г. Новочебоксарска, заслуженный работник культуры Чувашии, живописец и мастер народных промыслов Лариса Калашникова. Она умеет вдохновлять и вселять веру в собственные силы, заражает страстью ко всему новому и учит доводить начатое до конца.

 

— Рисовать научить можно любого человека в любом возрасте, — считает Лариса Борисовна. — Тут вопрос в другом: сможет ли он включить терпение и работать над ошибками столько, сколько будет нужно. Сделал один раз — не получилось. Надо уметь повторить и во второй, и в пятый, и в десятый раз. На каждый повтор ты будешь тратить все меньше времени, а однажды даже не заметишь, как все получилось.
Всегда говорю своим ученикам, что нужно довести работу до конца, даже если вам не нравится, что вы делаете. Исправьте все ошибки, поставьте точку и с чистой совестью можете заняться другим. А браться за что-то и бросать — это к хорошему не приводит. Многие родители оправдывают детей в таких ситуациях: он в поиске. Но эти поиски могут так затянуться, что превратятся в привычку, а избавиться от нее будет трудно.
Мне в этом отношении очень нравится школа Сергея Андрияки в Москве, выставки которой не раз привозили в Новочебоксарск. Ученику здесь не позволяют начать новый рисунок, пока он не сделает предыдущий так, как это должно быть по всем академическим канонам. Поэтому неудивительно, что встречаются работы 10-11-летних учащихся этой школы, которые сопоставимы по уровню с работами студентов художественных училищ.
— Получается, художественное творчество — это больше про дисциплину, а не про вдохновение?
— В нем есть и то и другое. Это ремесло, которое можно освоить, изучив определенные правила и техники. Многое зависит от того, сколько ты уделяешь времени занятиям. А вот потом начинается творчество.
Конечно, если ты ставишь цель, будешь трудиться, то добьешься результата. Только важно понять, принадлежит тебе эта профессия или нет. Может, ты и неплохо учился в художественной школе, но себя в этом деле не видишь. И наоборот: бросил когда-то занятия рисованием, а к 27 годам вспомнил о творчестве, поступил в художественный вуз и пришел к любимой работе. Я знаю такие случаи.
Взять нас, преподавателей: при небольшой зарплате у нас есть огромный интерес, понимание, что это дело — наше. Ты уже пропитан красками и творческой атмосферой, и ученики очень заряжают. Просто ждешь, когда на работу бежать надо. Конечно, если бы мы получали больше, это было бы совсем неплохо, но все равно не стало бы главным.
— Значит, ученики вам дают силы, а не отнимают?
— Дети очень стимулируют. Признаюсь, я каждый раз немного боюсь первого класса. Думаю, что, наверное, с ними будет сложнее, хотя, конечно, интереснее. Они могут быть умнее тебя в некоторых областях. У меня свой мир: я увлечена творчеством и могу не успевать за развитием информационных технологий. Поэтому новый класс меня всегда встряхивает. Мне иногда супруг говорит, что пора бы на пенсию. А потом посмотрит и скажет: нет, ты не уйдешь (смеется).
Самый, пожалуй, сложный возраст для художественной школы, по моим наблюдениям, — 13 лет. Начинают дети все очень хорошо, у всех есть способности. Но когда наступает переходный возраст, тут кого как понесет. Один прогуливает занятия и оправдывает это тем, что он устал или был занят. А другой, смотришь, больной пришел на урок и не просто сидит, а работает. Это говорит о характере, степени ответ­ственности.
— В этом году в первый класс городской художественной школы было подано более 100 заявлений, рекордное число. Почему дети сегодня идут учиться рисовать?
— Раньше отдавали детей в дополнительное образование, чтобы они не болтались по улицам. Такой мотив был у моей мамы, когда она привела меня в художественную школу.
Сейчас у родителей цель — дать детям хорошее образование. Они оценивают, продумывают, насколько им эти навыки пригодятся в будущем. Интерес к творческим школам вырос. 
Художественная школа стала популярной, известной в городе. И мы, наверное, неплохие педагоги, если к нам ведут детей (улыбается). Интересная сегодня собирается у нас команда молодых педагогов. Несмотря на небольшой опыт, у них уже есть популярность, свои ученики. Из этих малышей, которых они готовят в подготовительных группах, вырастут наши будущие первоклассники.


— Вы чувствуете как педагог конкуренцию с Интернетом? Как сделать так, чтобы ребенку было интереснее на уроке, чем в “Ютубе”?
— Педагог должен быть примером ученикам. Я считаю, что каждый преподаватель должен уметь делать что-то своими руками, показать, что творческий человек. Когда ученики видят твои достижения, ты вырастаешь в их глазах, они понимают, что могут чему-то научиться, что-то взять у тебя.
У меня еще натура такая — мне всегда хочется осваивать новое. До 2004 года я занималась только живописью, а потом меня заинтересовала национальная чувашская вышивка, хотя родом я из Нижегородской области. И меня это так увлекло! Смогла сделать в этой области что-то свое, даже получила звание мастера народных промыслов.
Позже решила заняться палехской росписью. Один из моих учеников окончил Палехское художественное училище, и я попросила его научить меня секретам этой техники. Потом мне это пригодилось, когда я преподавала художе­ственную обработку дерева в институте культуры. Мои студенты научились делать красочные шкатулки от начала и до конца своими руками: сами шкурили, обрабатывали, расписывали.
Позже задалась целью научиться жостовской росписи, и снова пошло-поехало. В наш город как-то приехала женщина, которая работает на фабрике по изготовлению жостовских подносов. С ней я, наверное, часа три проговорила: допытывалась, как и что, выведывала секреты, которых не найти ни в Интернете, ни в книгах. Когда сделала поднос, взялась за другое. В итоге освоила много разных техник. А вот сейчас меня увлекли валяние и вышивка бисером. Это что-то совершенно иное. Интересно, до какого уровня дойду в этом деле.
— Правильно ли учиться какому-то ремеслу исключительно с целью заработать?
— Для меня это никогда не было мотивацией. Только интерес к новому. А деньги со временем могут сами прийти, если ты достигаешь высокого уровня, и то, что делаешь, нравится не только тебе, но и другим. У меня есть хороший критик — мой муж. Он говорит: “Рисуй так, чтобы я захотел купить твою работу” (улыбается).
Сегодня необязательно оканчивать профильный вуз, чтобы получить возможность проявить себя. В прошлом году я была в жюри одного из творческих конкурсов общества инвалидов. Мне рассказали, что раньше в нем участвовало от силы несколько человек, а сейчас не хватает места, чтобы выставить все работы.
В нашем городе проводится выставка “Новочебоксарская палитра”, участие в которой принимают и профессиональные художники, и студенты, и любители. И работ становится с каждым годом все больше. Считаю, что в Новочебоксарске — прекраснейший музей, в нем работают люди, искренне заинтересованные в том, чтобы горожане увидели разноплановые творческие выставки. 
В этом нам повезло.
— Расскажите о ваших творческих планах. Что вас вдохновляет?
— Люблю прогуливаться по городу мастеров на чебоксарском Арбате. Редкое место, где можно найти то, что сотворено руками. И чего только здесь не увидишь! Иногда смотришь: да, наивно, не совсем профессионально, но веет от работы такой теплотой. Это подталкивает попробовать сделать что-то еще.
Есть классные мастера по изготовлению кукол. 
У меня есть задумка смастерить свою куклу, но пока не хватает времени. Ведь это надо просто бросить все остальное и окунуться с головой.
Есть желание попробовать роспись по шелку, не батик, а именно роспись. Поработать с глиной… Чем больше ты умеешь, тем более интересен и себе, и окружающим.

Фото из архива ДХШ 
г. Новочебоксарска и личного 
альбома Л.Калашниковой

 

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА 

Лариса Калашникова преподаватель высшей квалификационной категории, заслуженный работник культуры Чувашии, мастер народных промыслов.
В 1974 году поступила в Чебоксарское художественное училище, потом окончила художественно-графический факультет Чувашского государственного педагогического института им. И.Я.Яковлева.
Неоднократная участница республиканских и всероссийских выставок декоративно-прикладного искусства, лауреат всероссийского конкурса “Русь мастеровая” в номинации “Роспись по дереву”, член художественного совета гильдии ремесленников Чувашской Республики,
Преподает в детской художественной школе г. Новочебоксарска 39 лет.

 

  •  
    По теме
    Источник фото: Фото редакции Власти Канашского муниципального округа опубликовали свою точку зрения на инцидент, случившийся 27 марта возле деревни Шибылги, где, по сообщениям в соцсетях,
    Источник фото: Фото редакции Как сообщили в МВО России по Чувашии, в отдел полиции города Чебоксары обратилась пятидесятивосьмилетняя местная жительница, ставшая жертвой мошеннических действий.
    «Желтый» уровень опасности - Красночетайский район В соответствии с информацией Чувашского ЦГМС: «Ночью 28 марта 2024 года в Чебоксарах и по Чувашской Республике ожидается «ЖЕЛТЫЙ» УРОВЕНЬ ОПАСНОСТИ (северный ветер порывами 15‒18 м/с)».
    Красночетайский район
    27 марта в рамках кураторских выездов Цивильскую больницу посетила главный внештатный специалист психиатр, внештатный специалист эксперт-психотерапевт, главный врач Республиканского наркологического диспансера Елена Калинина.
    Наркологический диспансер
    Университет Яковлева инициировал открытие выставки «Сказания Шри-Ланки» - ЧГПУ им. И.Я. Яковлева Сегодня, 27 марта, в Музее чувашской вышивки состоялась церемония торжественного открытия выставки «Сказания Шри-Ланки (Tales of Sri Lanka)» , организованной Чувашским государственным педагогическим университетом им.
    ЧГПУ им. И.Я. Яковлева
    Спектакль “Анисса” по пьесе чувашского поэта и драматурга Александра Калгана. Фото ДК “Химик” - Газета Грани Вот уже 50 лет народный чувашский театр “Ахрӑм” сохраняет национальные традиции и живительный дух самобытной чувашской культуры.
    Газета Грани