Un italiano vero! Завершился XXVIII Международный оперный фестиваль им. М.Д.Михайлова

Итальянский темперамент и широту русской души продемонстрировали солисты и наш дирижер Сергей Кисс  на концерте басов. Фото Сергея Михайлова
За дирижерским пультом — настоящий итальянец, профессор, импресарио Леонардо Куадрини.
Поклон и улыбки для публики. Тепло принял зал итальянских Дездемону и Отелло — Россану Потенца и Фабио Андреотти и маэстро Леонардо Куадрини (в центре).
Сцены из спектаклей “Дон Паскуале”...
...и “Севильский цирюльник”.
Лучшие голоса московских театров выступили на гала-концерте оперного фестиваля. Фото Сергея МИХАЙЛОВА
Фото: www.grani21.ru

2 декабря гала-концертом завершился в Чебоксарах XXVIII Международный оперный фестиваль им. М.Д.Михайлова.

Две недели на сцене Чувашского государственного театра оперы и балета торжествовала опера. Она возвышала и вдохновляла, были открытия, восторженные крики “Браво!” и долгие аплодисменты, а также разочарования. В этот раз, как никогда в прежние годы, околофестивальные новости даже превзошли оперные.
Маэстро и его оркестр
Задумка организаторов пригласить на спектакли итальянских дирижеров удалась. Особенно  был хорош маэстро Леонардо Куадрини, руководивший “Отелло”. О его стиле дирижирования, пожалуй, лучше всех сказала моя коллега Рита Кириллова: “Маэстро Леонардо Куадрини в “Отелло”, кажется, переиграл всех. Буквально вытягивал из оркестра и хора всю мощь Верди соб­ственными руками, как фокусник. И преуспел”.
А мне совершенно случайно удалось поменять свое место в 12-м ряду на кресло в первом, в двух шагах от оркестровой ямы, и таким образом оказаться полностью погруженной в итальянские страсти. Пока Фабио Андреотти и Россана Потенца привыкали к сцене, маэстро виртуозно “общался”  с музыкантами: то он подпевал трубе “та-та-та-та”, то всем телом бросался в сторону ударных.
Было ощущение, что он сам весь дирижерская палочка, только живая и пропитанная энергией. При этом лицо дирижера было всегда сосредоточенным. Он не позволял себе перетянуть внимание публики, хотя временами из оркестровой ямы было слышно, как он тянет высокие ноты вместе с главными героями. Андреотти и Потенца, в  первой части выглядевшим немного растерянными на сцене, помощь и поддержка маэстро были не лишними.
Фабио Андреотти в роли Отелло выглядел мощно, Россана Потенца в образе Дездемоны была нежна. Пели они красиво, но страсти в этот раз все же выдал наш оркестр, и было это прекрасно. Глядя на энергичного и страстного маэстро, я вспоминала только одно: “Un italiano vero” (он настоящий итальянец — строчка из песни Тото Кутуньо).
На фоне итальянского бельканто удивительно хорош был наш Иван Николаев в роли Яго. И это притом что еще не ушло в небытие выступление Александра Краснова из Екатеринбурга на сцене чувашского театра, чей Яго в оперном мире считается лучшим.
Молодой дирижер Вальво Коррадо выступил дирижером на спектакле “Дон Паскуале”, а опытный Массимо Теста — в “Севильском цирюльнике”.

Не все то бельканто, что итальянское
Что касается “Севильского цирюльника”, то на него наша публика возлагала большие надежды. Вечер, судя по программе, обещал быть интересным, а спектакль аутентичным. Почти все главные партии в нем исполнялись итальянцами. Публика ожидала легкого спектакля с хорошим пением.
Но уже на следующее утро социальные сети запестрели недоуменными постами от простых вопросов “Что это было?” до изысканных и язвительных умозаключений: “Не все то бельканто, что итальянское”.


“Россини был хорош, а вот итальянский Фигаро разрушил все очарование оперы напрочь, — пишет зрительница, которая из всей фестивальной программы выбрала именно “Севильского цирюльника”. — Неспешный, экономящий жесты и голос. Ни живости, ни экспансивности — вообще никакой Фигаро. На его фоне живчиком был граф Альмавива (Дамир Садуахасов из Казахстана), и пышечка Розина (Беатриче Амато) смотрелась неплохо. Но истории не получилось. Тихонько зевалось, хотелось домой”.
Зато не подвел меломанов “Концерт басов”, проект продюсера Дмитрия Сибирцева. Это имя хорошо известно любителям и ценителям хорошей музыки и голосов. С успехом прошли в прошлом году “Тенора XXI века” в рамках оперного фестиваля.
В этот раз зрителей порадовали солисты Большого театра России, московского театра “Новая опера” имени Е.В.Колобова, музыкального театра “Геликон-опера” Отар Кунчулиа, Алексей Прокопьев, Алексей Антонов, Михаил Гужов и Дмитрий Скориков, исполнив арии и фрагменты из опер русских и зарубежных композиторов, а также народные песни. В завершение концертной программы ансамбль басов исполнил русскую народную песню “Вдоль по Питерской”, сорвав бурные аплодисменты зала.

Последний обладатель знаменитого баса
Околофестивальная жизнь за эти две недели оказалась, пожалуй, более насыщенной. В первый же вечер открытия оперного фестиваля, 21 ноября, до Чебоксар дошла новость о смерти внука Максима Дормидонтовича, бывшего солиста Большого театра Максима Михайлова. Зрители увидели его видеообращение к участникам оперного фестиваля.
Максим Михайлов был одним из тех, кто начинал оперный фестиваль в Чебоксарах. Его вклад в развитие оперного искусства республики огромен. В наследство от своего отца, тоже солиста Большого театра, а также деда Максима Дормидонтовича он получил уникальный бас. По стопам деда и отца в 1987 году пришел в Большой театр после окончания Гнесинки. Он исполнял ведущие партии в операх “Дон Жуан”, “Свадьба Фигаро”, “Макбет”, “Фауст”, “Иван Сусанин”. Успешно гастролировал, выступал в театрах “Ла Скала”, “Ковент-Гарден”, “Метрополитен-опера”, Парижской национальной опере.
Максиму Михайлову было всего 56 лет.

Первые в Италии и заслуженные в России
Случились и приятные события. Солистка Чувашского государственного театра оперы и балета Маргарита Финогентова в итальянском Салерно завоевала I премию на Международном конкурсе вокалистов им. Изабеллы Кольбран Россини.
В грандиозном состязании, посвященном знаменитой оперной диве и супруге композитора Джоаккино Россини, приняли участие более 60 вокалистов из Америки, Европы и Азии. После трех сложнейших этапов жюри выбрало лучших. Любимица нашей публики настолько приглянулась зарубежным знатокам вокального искусства, что была также удостоена специальной премии музыкальных критиков.
А 27 ноября в Нижнем Новгороде полномочный представитель Президента РФ в ПФО Игорь Комаров поздравил главного дирижера театра Ольгу Нестерову с присвоением почетного звания “Заслуженный артист Российской Федерации” за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства и многолетнюю плодотворную деятельность.

  •  
    По теме
    29 мая в парке "Патриот" стартует "Комплексная безопасность - 2024" (видео) - МЧС Чувашской Республики С 29 мая по 1 июня в Конгрессно-выставочном центре "Патриот" в Кубинке пройдет юбилейный XV Международный салон средств обеспечения безопасности "Комплексная безопасность", организуемый МЧС России.
    МЧС Чувашской Республики
    В рамках 1 этапа Общероссийской акции "Сообщи, где торгуют смертью" в Алгашинской средней школе проведены профилактические беседы с участием специалиста по социальной работу Республиканского наркологического диспансера г.
    Наркологический диспансер
    Внебольничная пневмония -  это острое заболевание, возникающее во внебольничных условиях (вне стационара) или диагностированное в первые 48 часов от момента госпитализации,
    Город Новочебоксарск
    Музей истории трактора: от «чистой механики» – к искусственному интеллекту - Интернет-газета Мой город Чебоксары Музей истории трактора в Чебоксарах демонстрирует эволюцию сельскохозяйственных машин от «самодвижной» тележки Леонардо да Винчи до самых современных агрегатов «Сфоткай меня!» – это самая частая фраза,
    Интернет-газета Мой город Чебоксары
    85-лет Валентину Григорьевичу Семяхину - Ядринский район Сегодня 85-летний юбилей отмечает Валентин Григорьевич Семяхин, заслуженный работник культуры Чувашской Республики, художник, композитор, почетный гражданин Ядринского муниципального округа,
    Ядринский район
    В школе села Гулькино Заинского района Татарстана третий год преподают чувашский язык - Советская Чувашия Дети с удовольствием изучают язык пап и мам, дедушек и бабушек. Фото zainsk-inform.ru Родной язык, что всех дороже «Наша главная задача, — говорят местные жители, — это сохранение культуры, обычаев наших предков.
    Советская Чувашия