Пятеро с ПРАВОБЕРЕЖЬЯ — это члены фотографического сообщества «Чебоксарский фотоклуб», деятельность которого в 90-е годы ХХ века и в 00-е годы XXI века поддерживала фотографический стержень среди фотолюбителей Чебоксар и Новочебоксарска, и благодаря которому был выстроен «мост», связавший 80-е годы ХХ века (прошлое фотографического бытия) и 10-е годы XXI века (будущее фотографического бытия). Ключевые проекты этого сообщества — «Команда Р» (1994-1995), « Команда 605 » (2001-2002), « НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД » (2004-2005) стали ориентирами для семи генераций чебоксарских фотографов .
Пятеро с ПРАВОБЕРЕЖЬЯ — это и члены творческой группы « Приближение », которые, опираясь на традиции Чебоксарской фотографической школы, с 2005 года совместно реализовывают творческие проекты и визуализируют художественные процессы фотографического ПРАВОБЕРЕЖЬЯ на сайте «ART-переход.ru». Ключевые акции этой группы — « Вечер фотографии на Правобережье » (декабрь 2006), « Закрытие выставки ЛЮДИ ИЗ ПРОВИНЦИИ » (июнь 2009), « Рабочая встреча группы ПРИБЛИЖЕНИЕ » (март 2011), « Открытие выставки ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ФРАГМЕНТЫ » (октябрь 2011) позволяют увидеть диапазон популяризации творческой фотографии.
Работы, представленные на выставке «Пятеро с ПРАВОБЕРЕЖЬЯ» — это работы из собрания Чувашского государственного художественного музея , пополнившие его фотографическую коллекцию в 2011 году. Коллекция, которая начала формироваться в 1999 году, на текущий момент насчитывает 415 произведений художественной фотографии 17-ти авторов. Эти произведения периодически на протяжении 12 лет входили в состав художественных или фотографических выставок, проводимых в стенах художественного музея. А с октября 2011 года в залах музея развернута постоянная экспозиция современной художественной фотографии. Сформированный фотографический раздел входит в состав музейной экспозиции «Искусство Чувашии. Истоки, развитие, современность», расположенной на III этаже основного здания ЧГХМ.
Юрий Евлампьев, участник выставки «Пятеро с ПРАВОБЕРЕЖЬЯ», представлен работой « По направлению к себе (серия, 5 листов). 2011 ». ХХ век для Юрия Евлампьева был временем формирования изобразительности в пространстве чёрно-белой фотографии. Делая акцент то на чёрной градации в периоде «Тёмный», то на белой градации в периоде «Светлый», Евлампьев пытается охватить весь диапазон вибраций визуального мира. С наступлением XXI века Юрий Евлампьев резко дистанцируется от прежнего пространства и переходит в пространство цветной фотографии, где изобразительность уже выстраивается не только посредством градационной шкалы, но и активно используются цвета реального мира.
Его первая «цветная работа» « ПереХОД (серия, 30 листов). 2002 » возникла как результат визуального исследования на основе принципа «нерешающего мгновения» ключевого артефакта городского ландшафта — «переход». «Нерешающее мгновение» прочертило след и в таких его работах как « Проникновение (серия, 6 листов). 2008 » и « Облачный день (серия, 10 листов). 2009 ».
В работе «По направлению к себе» главным персонажем является сам автор — Юрий Евлампьев. Изображая себя, фотограф не только утверждает ценность творческой личности, но и видит в себе олицетворение типичных устремлений своего поколения, своей социальной группы. Вписывая себя или в природный ландшафт, или в архитектурное пространство, или в условный интерьер, Юрий Евлампьев выстраивает вектор по направлению к себе, интегрированный в формулу: познание мира — через познание самого себя.
Татьяна Чернова представлена работой « Неспешный разговор (серия, 5 листов). 1994 – 2000 ». Её первая работа «Тени (серия, 5 листов). 1983» послужила точкой отсчета в ее долгих поисках минимальной градационной шкалы на плоскости фотографического листа. Последовавшие работы — «Шпицберген (серия, 12 листов). 1990 – 1991», «Чёрный (серия, 18 листов). 1991 – 1994» лишь подтвердили её принципиальность в разработке персональной изобразительности. Ещё большую скупость на количество используемых градаций Чернова продемонстрировала в работе «Фотомонотипия (цикл, 18 листов). 1994 – 1997», где эмоциональный накал пронзителен, а каждая мизансцена метафорична.
Её работа «Неспешный разговор» не отрицая уже созданного, органически вписывается в систему координат минимальной градационной шкалы, но в отличие от других работ наполнена необыкновенной теплотой человеческих отношений, читающихся в профилях лиц, кистей рук и ненавязчивого света, пронизывающего всё вокруг.
Валерий Багильдинский представлен работой « Возвращение (серия, 10 листов). 2003 » из авторского фотографического проекта « КРИУШИ. Визуальное исследование. 1990 ‑ 2004 ». В этой работе как и в других работах проекта исследуется типичная российская деревня на рубеже ХХ и XXI века. Проект реализовывался в небольшой чувашской деревне Криуши, расположенной на правом берегу Волги, что в 50-ти км от Казани и в 100 км от Чебоксар.
Кропотливая работа Валерия Багильдинского в течение 15 лет календарно выглядела так: в начале марта каждого года он выезжал из Чебоксар в Криуши, а в конце ноября того же года возвращался в Чебоксары. Его нахождение в Криушах формально было привязано к земле, где он выращивал овощи. С утра до позднего вечера он, как правило, пропадал в огороде или строил свой дом. Это внешнее, логически оправданное обстоятельство, закономерно привело его к ночным съёмкам. Фотографическая панорама Криуш у Багильдинского представляет череду жителей этой деревни в минуты редкого отдыха, а также череду деревенского пейзажа, который представлен не столько как элемент эстетического наслаждения, а скорее — как пейзаж ассоциативный. Большинство мизансцен снято в ночи , и все персонажи, как и пейзаж, сияют на чёрном фоне. Такова визуальная логика Багильдинского, который считает, что вспышка в ночи высвечивает только самое главное и необходимое, и хочется добавить к этому — и вневременное.
Его «Возвращение» — это призыв к возвращению на свою землю, где стоит дом, посажено дерево и сыновья продолжают дело своих отцов.
Валерий Железняков представлен работой « Красный день (серия, 10 листов). 2002 ». Эта работа создавалась не в результате длительных фотосъёмок, растягивающихся у фотографа порой на годы, а как результат трёхдневной акции «Международный фотографический пленэр в Нижнем Новгороде» (сентябрь 2002) при участии фотографов из Швейцарии, Франции, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Кирова, Йошкар-Олы и Чебоксар. Нижегородский порыв Железнякова оказался настолько плодотворным, что его наработки проявились в целой веренице групповых и персональных выставок: « Пришел, увидел, проявил! » (2002, Нижний Новгород), « Нижегородский пленэр » (2003, Йошкар-Ола), « Пространство неизвестного » (2004, Чебоксары), «Трансформация» (2006, Новочебоксарск), «Красный день» (2007, Новочебоксарск).
Работу «Красный день» отличает цепкость взгляда, позволяющая выделять характерные приметы времени, умение в обыденном обнаруживать метафорическое, восхищение молодостью и общая мажорность, переходящая в гимн городу.
Владимир Кириллов представлен работой « Дежа вю (серия, 6 листов). 2009 ». Творчество Кириллова связано, прежде всего, с такими жанрами как натюрморт и городской пейзаж. И когда во второй половине 00-х годов XXI века в его творчестве появились признаки ассоциативной фотографии, то он тем самым подтвердил расхожее: надо работать — и лишь тогда возможен творческий рост, приводящий к уверенности реализовать задуманное.
В его работе « Дверь (серия, 5 листов). 2007 » ассоциативный ряд в мизансценах выстроен на «сопричастности» такого элемента как дверь к повседневной жизни человека, где обязательно должна присутствовать процедура «входа» или «выхода». В другой работе « Красный май (серия, 5 листов). 2009 » ассоциативный ряд выстроен на «сопричастности красного» в выстраивании знаковых вех эпохи.
В серии «Дежа вю» (франц. «deja vu» — «уже виденное») во всех мизансценах человек выведен за кадр. Ассоциативный ряд составляет вереница некоторых декораций, где повторяется один назойливый элемент, но изображённый с разных азимутальных точек. И этот ассоциативный ряд эквивалентен — бегу по кругу.
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ ,
куратор фотографических проектов в Чебоксарах.
Работа выставки: 11 февраля — 11 апреля 2012 года
Открытие экспозиции 11 февраля 2012 г. в 14:00
Адрес музея: г.Чебоксары, ул.Калинина,60;
часы работы: с 10.00 до 18:00 кроме понедельника.
телефон: (8352) 63-60-09
сайт: www.artmuseum.ru
Источник: Спортивный вестник
10.02.2012 15:04