Светлана Гордеева: "Айги первым бросил камень в воду"

Гордеева Светлана Денисовна, поэт, художник, журналист

 

 

-Расскажите о себе

 

-Родилась в селе Комсомольское Чувашии в 1968 году. После окончания  Гомельского художественного училища в Белоруссии получила специальность живописца. Работала художником в разных структурах.

Как-то увидела  объявление о наборе  начинающих журналистов на курсы при газете «Чаваш ен» и решила попробовать себя. Задания были самые различные, необходимо было сделать несколько публикаций в газете. Естественно, попробовала написать первый раз – прежде  у меня такого опыта не было, я писала только для себя, не на публику. Мои публикации понравились, и я стала работать в этой газете. Заочно окончила  филфак Чувашского государственного педагогического университета,  с 2000 года я – член Союза журналистов России. Работала в разных изданиях, сотрудничала с газетами «Республика», «Советская Чувашия», «Молодежный курьер»…

 

-Когда появились стихи?

 

-Стихи пишу с самого детства. К сожалению, первые  стихи не сохранились, помешали многочисленные переезды: из Комсомольского с семьей  переехали в Моргауши, затем – в Чебоксары, где тоже поменяли место жительства. Папа работал в редакции газеты, его перебрасывали с места на место, и мы ехали вслед за ним. В Чебоксарах я пошла в школу, в первый класс, считаю  город родным для себя.

В принципе, у меня легко получалось, я рисовала, делала иллюстрации к своим стихам, у меня появлялись такие книжечки. Было удивительно: когда училась в четвертом классе, на уроках литературы учительница  Кислова подходила ко мне и говорила, какая  будет тема на следующем уроке, и я  вступление в  новую тему писала стихами. Учительница  вызывала меня  перед каждым уроком и говорила: «Сейчас Светлана Гордеева  расскажет нам, о чем будет сегодняшний  урок». Если это были произведения Пушкина, я писала что – то о Пушкине. Если лирика – описание деревни в произведениях Есенина – писала стихи о сельском пейзаже. Помню их смутно,  но они пользовались успехом. Рисовала сама иллюстрации, делала книжки, дарила их своей учительнице.  Возможно, они где – то сохранились, но у меня сейчас нет ничего из своего раннего творчества.

Думаю, это был очень полезный опыт.

Я никогда не относилась к писанию стихов серьезно – это было само собой разумеющимся для меня, как дышать, ходить. Увидишь что-то красивое – рождаются строки. С раннего возраста я хорошо рисовала,  так что вопросов о выборе будущей профессии у меня не возникало.  Все говорили: «Да, конечно, она будет художником». Сразу после окончания школы я сделала выбор.

Хотя быть художником – задача, на самом деле, очень  непростая,  важная, на всю жизнь, которую необходимо посвятить искусству. Либо заниматься им очень серьезно, либо не заниматься вообще.

Сейчас я рисую для себя какие –то акварельки, просто так, для удовольствия, не для выставки, показа. Хобби, так можно сказать. 

Если заниматься искусством, живописью профессионально, то это очень серьезный труд, такие глубины. Невероятно глубокая жизнь должна быть. Говорят же, что художники – не от мира сего. Наверное, действительно так: истинный художник весь без отстатка отдается творчеству. И только так можно чего-то достичь. А  компромиссы – они в этом деле, по моему мнению, невозможны.

В поэзии тоже так. Да и вообще – в любом творчестве очень важно раскрываться, отдаваться без остатка  потоку творческой энергии, которая тебя посещает. Иначе все будет ложью, никому не интересной.

Вот почему художники – ранимые люди: они - более открытые, незащищенные перед жизнью.

Со стихами тоже так, все  очень сложно. Но с ними можно закрыться в определенный момент и в определенный момент – открыться. Они остаются на листе. Ты их уже сделала. Можешь отстраниться от них на какое – то время. У меня  иногда бывает:  сочиняю стихи,    а на следующий день  их  уже почти  не  помню.

Считаю, на самом деле посвятить себя искусству – большая ответственность.

Мне кажется, каждый человек по сути своей – он творец. Потому что создан по образу и подобию Творца.

Что бы человек ни делал, какой бы профессией ни занимался, в какой бы сфере не проявлял свои способности, так или иначе он все равно  все  делает  через призму своего восприятия.

Это и ценно, потому что человек – неповторим. То, как он чувствует и видит мир, не чувствует и не видит больше никто. Потому очень важно, чтобы каждый человек понимал свою самоценность и относился к ней серьезно.

Человек,  посвятивший себя творчеству,  несет двойную, а может, и в десять раз более высокую ответственность, чем остальные люди, потому что он несет информацию  миру, а не только себе.


Думаю,  талант – не только дар божий, как принято говорить, а очень большая ответственность, очень важное поручение. И ты не можешь его не реализовывать, потому что тебе это дано,  ты обязан это отдать.

Такие вот серьезные вещи происходят с творчеством.

 

-Солидная подборка ваших стихов  весной появилась в «Дружбе народов»…

 

-В прошлом году мне посчастливилось побывать на семинаре молодых поэтов - переводчиков,  организованном  редакцией журнала «Дружба народов». Там были представители из пяти республик - Чувашии, Татарстана, Осетии, Кабардино-Балкарии, Башкортостана.

Занятия проходили на творческих дачах в Переделкино. Место само по себе легендарное. Мы посетили Дом-музей Пастернака, впечатлений очень много.

Кроме того, очень полезным было само общение.

Я узнала, как обстоят дела в творческой литературной среде в наших соседних республиках.

В Башкортостане – просто на зависть с молодой литературой дело обстоит замечательно. У них - десятки литературных журналов: и на башкирском, и на русском языке. Есть отдельные издания для молодежи, для классиков, для детей. Очень бурно идет литературный процесс, много литературных объединений. Государство оказывает большую поддержку, которая необходима, поскольку  литература сама по себе – часто,  дело неприбыльное. Но деньги, инвестиции в эту сферу, они имеют долгосрочное действие. Дивиденды будут видны, может, через несколько поколений. Но  сфера требует денежных вливаний и поддержки обязательно. Без них невозможно развиваться.

На западе происходит то же самое. Только там помогают коммерческие структуры, предприниматели, которые зарабатывают большие деньги. Они понимают значение  искусства и  вкладывают деньги в литературу.

Башкирия показывает уникальный пример. У них много призеров литературных фестивалей, масса новых  книг. Интересно, что книги расходятся,  в магазинах не залеживаются, хотя недешево  стоят.

В Татарстане тоже оказывается большая поддержка развитию литературы.

Но Башкортостан и Татарстан – нефтяные регионы, с богатым бюджетом.

В других же республиках ситуация примерно такая же, как у нас. Есть авторы, которые пытаются пробиться, что-то сделать своими силами, объединяются в организации и так далее.

В Переделкино  мы поделились опытом. Поделились друг с другом своим литературным творчеством. Все привезли свои книги, публикации, посмотрели как, на каком уровне, в какой форме, каком стиле творят литераторы других республик.

Тенденция такова:  больше  философских текстов и текстов без рифмы, так называемых  белых стихов.

Наверное, это мировая тенденция уже.

Я тоже представила свое творчество. У нас были эксперты и по прозе, и по поэзии. Присутствовали редактор литературного журнала «Дружба народов», другие сотрудники редакции.

Очень интересные оказались встречи, лекции. Эксперт, известный поэт Кирилл Ковальджи, проникся теплотой к моим текстам, мне было очень лестно слушать его отзывы - даже не ожидала такой реакции: до того я не имела опыта представления своего творчества на аудиторию.

Поскольку у меня вышла публикация в журнале «Чувашия литературная», который издает Союз профессиональных писателей Чувашской Республики, то, собираясь в Переделкино, я взяла журнал, распечатанные стихи, показала  варианты.

Тут же поступило предложение опубликовать их в журнале «Дружба народов», и я передала в редакцию свои стихи. В мае 2005 года мои стихи  опубликовали в журнале. Мне позвонили из редакции «Дружбы народов», поздравили. Конечно, было очень приятно, потому что не каждому, думаю, звонят.

Попросили прислать что – то еще, новенькое.

 

-Ваша основная  работа как–то связана со стихами?

 

-Нет, поскольку моя профессия с поэзией не связана - я не знаю, может ли  вообще поэзия быть профессией в наше время - мне приходится свое время  делить на профессиональную деятельность и на занятия творчеством.

Конечно, творчество, наверное, в ущербе от этого. Хотя, не знаю, может быть, как раз и нужен отход в сторону, потом – возврат. Потому что постоянно находиться в состоянии творчества – нереально, невозможно. Очень сильное эмоциональное напряжение.

 

-Вы – один из организаторов чувашско-скандинавского литературного праздника…

 

-В апреле 2005 года у нас в Чебоксарах прошел фестиваль «Скандинавия – Волга». В Чувашию приезжали поэты из Финляндии, Швеции, Норвегии, Удмуртии.

Хотелось бы сделать фестиваль традиционным, посмотрим, что получится на следующий год, сможем ли собраться. Вопрос тоже упирается в финансирование.

Но на мой взгляд, фестиваль был очень полезным.

Шведско-финляндская поэзия – все же европейская поэзия, с явно ощущаемыми европейскими традициями, современными влияниями.

А поэзия Чувашии  - как бы «провинциальная поэзия», так было принято считать.

Но в сравнении оказалось, и многие это отметили, что молодые поэты Чебоксар идут параллельно, в чем – то на ступенечку ниже, а в чем-то, в каких – то моментах – и выше. Но в целом примерно на одинаковом уровне по  мысли, формам подачи, по образам.

Мы - далеко не провинция.

Бывший атташе по культуре посольства Королевства Швеции в Москве, Юхан Эберг,  сказал фразу, которая стала ключевой: «Я не ожидал, что Чувашия – вовсе не провинция в плане литературного творчества».

Границ географических в творчестве не может быть: информация сейчас доступна через интернет, другие источники. К классике мировой поэзии всегда можно прильнуть, приникнуть.

 

-Как вы относитесь к проблеме национального в искусстве?

 

-На разных территориях  планеты примерно одинаковые происходят процессы. Естественно,  в творчестве важны  этнические корни,  глубинные посылы, которые  идут из подсознания, их  поэт не может игнорировать. Они,  конечно, несут национальный оттенок, отражают национальное мировосприятие.


Даже если молодые наши поэты уже не знают родного чувашского языка и пишут на русском, то какие – то неосознанные вещи  в их текстах все равно присутствуют, что очень ценно, на самом деле. Они - те зерна истины, которые необходимо взращивать.

 

-А отчего у чуваш  такая дружба со шведами?

 

-Со шведскими поэтами  интересно: они нам очень близки по духу. В том смысле, что изначально в традициях шведского народа  заложено трепетное отношение к природе, ее обожествление. Природа –  живой организм, в котором существует человек. Он - не над Природой,  не властвует ею,  он - ее частичка.

Такое восприятие очень близко нашему чувашскому мироощущению, менталитету, как сейчас принято говорить. На этих волнах, струнах мы со шведскими поэтами очень близки.

Итогом поэтического фестиваля стал сборник «Скандинавия-Волга», куда вошли тексты современных чебоксарских поэтов, авторов. Не могу сказать «чувашских», потому что многие на чувашском не пишут.

В сборник вошли также стихи классиков –Айги, Сарби, Марины Карягиной. Он вышел на чувашском-русском-шведском языках, трехязычный сборник получился.

Часть тиража уехала в Швецию. Потом друзья писали, что книга  имела очень большой успех – ее презентовали в университете Швеции, на литературных вечерах, наши тексты были отмечены  как очень современные.

 

-Как вы относитесь к теме «искусство – для искусства»?

 

-Что приятно: есть молодые еще совсем чебоксарские авторы, которые пишут социально-острые стихи. Их тексты на фестивале были замечены, и когда разговор в неофициальной обстановке заходил о том, входит ли в миссию поэта откликаться на события современности, «быть трибуном», как у нас раньше говорили, начинались  жесткие  дебаты.

На фестивале несколько молодых поэтов прочли стихи «на злобу дня». Со стороны шведов были просто бурные восторги, аплодисменты. Реакция: «Молодцы!»

Все-таки шведы – они политически активные,  им ничто  небезразлично.

У нас поэты –  чаще  философы,  пишут о звездах.

Шведы же считают, что от человека, людей зависит многое: если они чего – то не захотят, то этого и не будет.

У нас такой сильной уверенности, я думаю, нет: у нас  люди  апатичнее  в этом смысле.

 

 

-У вас в 2004 году в Чебоксарах вышла книга стихов.  Очень интересно издана, в новой, необычной эстетике…

 

-Мне  приятно, что у нас  появился  художник, который с вниманием относится к творчеству поэтов в Чебоксарах, Игорь Улангин.

То, чем он занимается, просто подвиг с его стороны, потому что он один организовал издательство свободной поэзии «FREE POETRY», издает брошюрки, книжки молодых и не очень молодых авторов в библиотечке  альманаха «AKZENTY».

В его библиотечке изданы Игорь Васильев – «Автопортрет с богом на заднем плане», Михаил Мартынов – «Время быть одному», Светлана Гордеева – «Запах полыни»,  Дмитрий Воробьев – «Автопоэзис», Геннадий Айги – «Поля этого лета», Игорь Алексеев – «Бутик непризнанной одежды», Татьяна Данильянц – «Венецианское»,  Татьяна Грауз – «Пространство иного».

Игорь Улангин сам делает иллюстрации к текстам, у него есть мини-типография. Выполняет роль редактора при выборе текстов. По этому поводу, конечно, есть вопросы, но тем не менее, то, что он делает, замечательно.

Тираж издаваемых  им книг может быть любой. Сто – сто пятьдесят экземпляров, может – триста, пятьсот. На сколько хватит денег. Никто же не спонсирует эти вещи.

Мы с Игорем сделали такую штуку – организовали ряд  презентаций книг издательства «FREE POETRY». Проводили их в книжном магазине «Библиосфера»:  презентовали издаваемые книги, разговаривали о поэзии, авторы читали стихи.

Конечно, собирался узкий круг, тем не менее, афиши в городе висели, и те, кто хотел присоединиться, имел такую возможность.

У нас прошло  пять таких  презентаций.

 

-Что вы думаете по поводу проблемы «отцов и детей» в  чувашской литературе?

 

-Чувашская литература – очень молодая и  ранимая.

Прежде я всегда с ужасом думала: поколение отцов - литераторов советского времени – стареет. Что же дальше?

Последующего поколения почему-то очень долго не возникало. Я думала: такие  яркие личности в  поколении отцов, громкие имена: Айги,  Эйзин…Но где следующие?

На основе столпов  ничего, никаких новых ростков не было заметно.

Не знаю, как это  все    происходит, но  должна же быть преемственность!

Фестиваль «Скандинавия – Волга» на котором проявились молодые поэты Чебоксар, показал, что  «яркое пятно» молодежи и «яркое пятно» наших классиков – очень сильно отличаются и по цвету, и по объему, и по энергетике.

Почему так произошло?

Поколение отцов – в основном, сельские поэты. Поэзия пахаря, условно, она для них была определяющей.

Чебоксарских  молодых поэтов, которые  живут в условиях города и увлечены урбанизированной поэзией, я  сравнила бы с городскими цветами, которые растут на клумбах. Их специально возделывают, но все же они  - дикорастущие.

Есть ли у них корни, есть ли связь с поэзией поколения  отцов, с прошлой поэзией?

Наверное, между отцами и детьми,  многими из них,  не могло бы возникнуть  прямой дружбы,  наставничества,  обучения, его, конечно, и не было.

Но  Геннадий Айги, который как – то резко, по-новому, проявился в Чебоксарах лет десять – пятнадцать назад литературными вечерами, акциями, выставками, вбросил «камень в болото» и его акции дали такой резонанс. Оттуда все пошло. Айги, как Герцен - российских демократов, разбудил чувашскую поэзию.

Она, бесспорно, существовала где-то на кухне, в столе, но проявиться ей позволило такое явление, как Айги.

 

-Как бы вы оценили активность молодого поколения поэтов?

 

-Недавно, около месяца назад, в Чебоксарах,  в Литературном музее  имени Константина Иванова, прошла презентация  нового литературного общества «О.С.А.»: в него вошли Дмитрий Воробьев, Игорь Мартынов, Игорь Васильев и другие молодые ребята. Они заявили о себе как о  «новой литературной группировке».

Аббревиатуру «О.С.А» можно расшифровывать по-разному. Основной вариант -  «Общество Современных Авторов».

Есть и шутливые расшифровки.

Молодые поэты заявили о том, что не признают  никаких условностей. По их мнению, узаконенных форм в литературе нет и быть не может,  классические литературные формы не могут иметь влияния на молодых и не запретят им писать так, как они хотят, и то, о чем хотят.

То есть, никаких запретных слов: так как запретов нет ни в природе, ни в языке, ни в общении, то их не должно быть и в литературе.

Все сказанное поэты немедленно доказали делом, спев под гитару и прочитав свои творения из новых, самими же изданных, книжек. Были представлены      сборник стихов Игоря Васильева «Жизнь в берлоге», Дмитрия Воробьева «8 стихотворений».

Вниманию очевидцев рождения новой группировки был предложен программный документ – ни много, ни мало Манифест. В нем поэты заявили о том, что «время – это мы», «для нас нет запретных слов и нет запретных тем в поисках смысла современности», что  выступают за «живой естественный язык, за свежесть форм».

В том же тексте отвергается «нивелировка личности, насилие стандартов и усредненных ценностей», выражается протест «лжелитературе, обессмысливающей все и вся».

Конечно, было бы правильным привести здесь весь текст Манифеста, ведь «из песни слов не выкинешь»,  каждое слово в нем имеет вес и смысл.

Но если  говорить о  сути Манифеста, то она - в праве каждого  на творчество и самовыражение.

Каждый присутствовавший мог высказаться по поводу текста Манифеста. Кому-то текст показался слишком заумным и непонятным, а кто-то с восторгом подписался под всем вышесказанным. Актер и режиссер Иосиф Дмитриев (Трер), как  старший из присутствующих, не скрывал  радости за молодую поросль литераторов.

Действительно, прежде в литературной среде наблюдалось затишье, вызывающее опасение за будущее литературы в республике.

Новое поколение выросло само по себе, не спрашивая ни у кого разрешения, ни на кого не равняясь. Правда, в своих выступлениях молодые авторы не раз упоминали Геннадия Айги.

Они, как городские цветы, выросли и расцвели, создали свою эстетику, заставили всех обратить на себя внимание, прислушаться к себе.

Презентация новой группировки прошла весело, в непринужденной обстановке.

Такие вещи должны происходить, я думаю, хотя  бы для того, чтобы не застаивалась литературная атмосфера и, как от камушков, брошенных   в воду, расходились круги, волны,  был резонанс, чтобы  литературная среда не заболотилась.

Издание книг, появление нового литературного общества, фестиваль «Скандинавия – Волга» - такие вещи стимулируют авторов.

Они могут быть уверены, что пишут не в стол, а делают необходимое, полезное, влияют на мнение общества.

Потому  все  очень важно.

Искусственно такие вещи делать невозможно. Нельзя собрать авторов в кучу и сказать: «Давайте, проведем с вами литературный вечер». Не получится. Необходимо, чтобы созрела потребность,  появилась   духовная общность. У молодых должно возникнуть желание что-то делать, творить, заявлять о себе.

Такие вещи у нас в Чувашии происходят, и они очень важны.


 
По теме
Чувашская земля помнит и чтит своих героев. Память об их подвигах, работе на благо Родины является примером нынешнему подрастающему поколению и навсегда останется в сердцах близких родственников, друзей, сослуживцев.
В Кувакинском СДК прошёл детский шашечный турнир «Белые против чёрных». Целью этого мероприятия было создание условий для интеллектуального развития детей среднего школьного возраста, для проявления интереса к этой игре,
С 4 по 16 июля 2024 года в Чувашии прошёл XVII Кокелевский российско-белорусский пленэр-симпозиум «Национальное изобразительное искусство как фактор упрочения дружбы народов Союзного государства».
17 июля в межпоселенческой центральной библиотеке Козловского муниципального округа прошла творческая встреча с ученым, общественным деятелем и писателем Н. Бикаловой.
«Мы — команда красная, мы — команда классная. Классная, спортивная, очень позитивная», — таков девиз Красновых, участников первого фестиваля «Чебоксарская семья».
В Чувашии спецназ Росгвардии задержал курьера со 150 килограммами наркотических средств - Росгвардия Сотрудники СОБР Управления Росгвардии по Чувашской Республике – Чувашии на трассе М-12 совместно с инспекторами специализированного батальона дорожно-патрульной службы республиканского МВД задержали злоумышленника,
Росгвардия
Самый счастливый момент конкурса “Это у нас семейное” — объявление финалистов. Путевку новочебоксарцам Пермяковым вручила руководитель департамента ключевых проектов “Россия — страна возможностей” Оксана Ачкасова. Фото family.rsv.ru - Газета Грани Наверное, я нисколько не преувеличу, если скажу, что за Пермяковых, участников Всероссийского конкурса “Это у нас семейное”, болела вся Чувашия.
Газета Грани
В Чувашии стартовала акция «Служу Отечеству» в рамках трека Знание.Герои - Министерство образования Всероссийская акция «Служу Отечеству», организованная Государственным фондом «Защитники Отечества» и Обществом «Знание», стартовала в России 10 июля, в День воинской славы.
Министерство образования
Чувашская земля помнит и чтит своих героев. Память об их подвигах, работе на благо Родины является примером нынешнему подрастающему поколению и навсегда останется в сердцах близких родственников, друзей, сослуживцев.
Администрация г. Чебоксары